Ловля с лодки
ЛОВЛЯ С ЛОДКИ
Наличие лодки значительно расширяет возможности рыбной ловли: можно быть полным хозяином водоема — изучить положение его дна и обловить любое место. Часто бывает, что крупная, наиболее осторожная, рыба концентрируется на тех участках водоема, где она практически недоступна для ловли с берега. Так что если у вас есть лодка, шансы оказаться с уловом многократно увеличиваются. Лодка позволяет следовать за стаей в любом направлении. Однако следует соблюдать меры безопасности: «кораблекрушение» вдали от берега опасно для жизни. Поэтому предпочтительны большие, устойчивые лодки, желательно с мотором, — это поможет избежать неприятностей.
ВЫБОР ЛОДКИ
Многие рыболовы, живущие недалеко от водоема, используют при рыбной ловле лодки с цельным корпусом, обычно деревянные или стеклопластиковые. По форме лодки с цельным корпусом разделяются на килевые и плоскодонные. Килевые лодки отличаются быстроходностью и требуют меньших усилий гребца, но они не очень устойчивы. Кроме того, на них трудно проходить перекаты. С таких лодок ловят поплавочной удочкой и в проводку лишь на медленном течении, так как сильная струя, вырываясь из-под киля, образует на большом расстоянии водовороты, мешающие уженью и делающие поклевки малозаметными. Лучшей считается широкая, длинная (не менее 3,5 м) плоскодонная лодка с низкими бортами. Она очень устойчива. Корма и нос ее одинаково острые. Днище овальное, с выгибом к бортам. Благодаря такой конструкции струя воды, вырывающаяся из-под лодки, почти не образует водоворотов, поэтому с нее можно удить любой снастью. Лодку перед смолением прежде всего необходимо высушить, очистив от грязи, иначе к ней не пристанет смола. Если кое-где, обычно но углам, дерево лодки все же сыровато, то это место слегка обливают бензином и поджигают его. Когда дерево посветлеет, то есть высохнет, огонь гасят. Затем варят один-два ведра смолы до тех пор, пока она не станет жидкой, как молоко. Если смола очень хрупкая, то в ведро с нею добавляют мазут или отработанное машинное масло, отчего смола становится более вязкой. Жидкую смолу, зачерпнув ковшиком, льют по бокам и по дну лодки, размазывая деревянной лопаточкой. Особое внимание нужно обратить на просмоление щелей, носа и кормы. Пока варится на костре смола, лодку изнутри обливают бензином с растворенной в нем смолой. Этот насыщенный смолою раствор, высохнув, не растапливается на солнце, рук и одежды не пачкает. Раствор смолы в бензине, глубоко пройдя в дерево, высыхает через несколько часов. Чтобы на солнце дно лодки не трескалось, его устилают рогозом, кугой. Из отечественных моделей лодок следует отметить катамаран «Атон 3100» с транцем для подвесного мотора. Катамаран практически непотопляем. Длина катамарана 3,1 м, ширина 1,56 м. Вес 75 кг, вместимость — четыре-пять человек (350 кг). Лучшей лодкой для ловли на квок является байдарка. Она легкая, и крупный сом тащит ее без больших усилий, поэтому снасть не подвергается дополнительным нагрузкам. Байдарка очень ходкая, и без больших затрат сил можно обловить большую акваторию. Надувные лодки имеют ряд преимуществ перед обычными деревянными, стеклоплас-тиковыми или металлическими. Поэтому рыболовы-любители в основном пользуются именно надувными лодками. Конечно, можно неплохо порыбачить, используя лодку с цельным корпусом. Однако при сопоставимых размерах цельная лодка — деревянная или металлическая — чаще всего оказывается менее удобной и даже менее грузоподъемной, чем надувная. Прибавьте к этому налоги на маломерные суда, проблемы с зимней стоянкой, с транспортировкой... Поэтому все более популярными становятся надувные суда, которые отличаются легкостью при транспортировке, гибкостью материала корпуса; накладное жесткое днище из стеклопластика или алюминия позволяет поставить сиденья и даже кабину. Такое судно можно надуть за минуты и спустить на воду руками. Раньше выпускались надувные лодки только малого класса. Несмотря на свои многочисленные недостатки, эти лодки нашли большое количество поклонников. Основной недостаток надувных лодок малого класса заключается в том, что они небезопасны. Изготовленные из тонкой прорезиненной материи, они могут быть легко прорваны каким-либо предметом с острыми углами и даже рыболовным крючком. Бывали случаи, когда такая лодка неожиданно лопалась от расширения заключенного в ней воздуха, нагретого солнечными лучами, и рыболов оказывался в воде. Кроме того, в ней очень неудобно сидеть. Днище ее как бы прилипает к ногам, и какое бы положение ни принимал рыболов, материя не отстает от ног. Из-за очень низкой посадки она ограничивает видимость поплавка. Современные надувные лодки существенно отличаются от устаревших аналогов. В продаже появились надувные лодки любых расцветок, жесткости и размера. Все они отличаются простотой обслуживания и компактностью хранения. Надувные лодки для рыбалки и отдыха имеют размеры от 1,5 до 6 м. Современные лодки можно купить с четырьмя различными конструкциями донной части (днища). ТИПЫ НАДУВНЫХ ЛОДОК ЛОДКИ С ПЛОСКИМ ДНИЩЕМ Надувные лодки с плоским днищем являются вполне пригодными для уженья. Баллоны таких лодок имеют два отсека, поэтому авария почти исключена. Во избежание чрезмерного накачивания баллон снабжают предохранительным клапаном. На случай дождя на лодке можно установить палатку. Дно у лодок этого типа гибкое, изготовленное из слоев синтетических тканей и решеток, проходящих от борта к борту. Чаще всего решетки сделаны из дерева или многослойной водостойкой фанеры. Решетка покрыта полимерным материалом так, чтобы не повредить оболочку лодки. Такого рода способ изготовления жесткого пола обычно применяется на небольших лодках длиной до 2,5 м, где не требуется совершенства конструкции. Прекрасной альтернативой жесткому составному днищу может быть надувной резиновый пол. Достоинством такой модели является большая портативность и простота в сборке. Отечественная промышленность выпускает надувные лодки с плоским днищем «Вуокса», «Медуза» и т. д. (рис. 148). «Вуокса» требует минимального времени для подготовки к плаванию. Рюкзачная упаковка весом 12 кг делают «Вуоксу» по-настоящему портативной, «ранцевой» лодкой. Модель отличается неплохой ходкостью, имеет заостренные обводы носа и кормы, надувное днище. Длина кокпита 1,76 м, ширина 0,6 м. Вместимость — два человека. Рис. 148. Схема конструкции надувных лодок: 1 — «Вуокса»; 2 — «Медуза» «Медуза» отличается большей маневренностью и проходимостью в заросших камышом водоемах. На выбор предлагаются модели с жестким реечным настилом или мягким надувным полом. Длина кокпита 1,88 м, ширина 0,58 м. Вместимость — два человека. В отличие от надувных лодок со скоростным V-образным или накладным килем, надувные лодки с плоским днищем обычно не рассчитаны на движение под мотором. ЛОДКИ С V-ОБРАЗНЫМ ДНИЩЕМ V-образное днище формируется из ряда продольных труб из гибкого материала. В некоторых случаях это может быть деревянный накладной киль, устанавливаемый непосредственно под мягким днищем лодки. По причине своей гибкости такой киль придает не совсем удовлетворительную V-образность днищу, хотя и обеспечивает лодке исключительную плавучесть и управляемость. Прекрасным образцом надувной лодки со скоростным килем из продольных труб можно считать модель FUTURA производства фирмы ZODIAC. На оригинальном днище лодки под обычными трубами укреплены два «скоростных» баллона малого диаметра. При выходе на скорость глиссирования лодка «поднимается» из воды, используя гидродинамическую подъемную силу. Хорошие модели надувных лодок сконструированы фирмами PHOENIX и QUICKSILVER. Продукция этих фирм изготавливается в Южной Корее в связи с ужесточением требований к экологии производства в США и Европе. Лодки QUICKSILVER поступают к нам от дистрибьютора в Финляндии. В результате цена на них выше, чем на лодки PHOENIX, которые поступают непосредственно с завода. Основным достоинством лодок данного типа является надежность и прочность. Пятислойный материал DURATEX разработан для нужд военной промышленности США и обладает исключительной воздухонепроницаемостью и стойкостью к истиранию и порезам. Лодки из этого материала не имеют отечественных аналогов. Из отечественных моделей можно отметить лодки «Краб» и «Скат» (рис. 149, 150). Рис. 149. Надувная лодка «Краб» Рис. 150. Надувная лодка «Скат» «Краб» отличается надежностью конструкции, одинаково хорошо идет как под веслами, так и под мотором. Малогабаритна: лодка укладывается в упаковки, которые вместе с подвесным мотором свободно размещаются в багажнике автомобиля. Сборка лодки занимает не более 10—15 минут. Тип днища реечный или сплошной из водостойкой фанеры. Лодка имеет три модификации. Длина кокпита от 2,2 до 2,4 м, ширина от 0,63 до 0,7 м. Рекомендуемая мощность двигателя 8—12 л. с. Вместимость — три человека. «Скат» отличается большей грузоподъемностью и пассажировместимостью. Благодаря стремительным обводам модель обладает высокими скоростными качествами. Две упаковочные сумки вместе с мотором свободно помещаются в багажнике автомобиля. «Скат» может быть дополнительно оснащен съемным тентом-палаткой. Днище сплошное, жесткое, из водостойкой фанеры. Лодка имеет три модификации. Длина кокпита от 2,5 до 3,05 м, ширина от 0,7 до 0,8 м. Рекомендуемая мощность двигателя — 20—30 л. с. Вместимость — пять-шесть человек. ЛОДКИ С ЖЕСТКИМ КИЛЕМ (RIB) Надувные лодки с накладным стеклопластиковым днищем V-бразной формы сочетают исключительную плавучесть, остойчивость, безопасность и высокие скоростные качества, присущие стеклопластиковым лодкам. На лодках этого класса можно разместить удобные сиденья и другое оборудование, обычно устанавливаемое только на пластиковых судах. Однако позволить себе покупку лодки такого класса могут только весьма обеспеченные люди. УХОД ЗА НАДУВНОЙ ЛОДКОЙ Правильная эксплуатация надувной лодки и уход за ней позволяют значительно увеличить срок ее службы. Большинство рыболовов после окончания рыбалки тщательно моют лодку внутри, обильно поливая ее водой. При этом даже при незначительном повреждении ленты, соединяющей баллоны с днищем, вода может попасть под ленту, вызвать дальнейшее ее отслоение и гниение ткани днища и баллонов. Ремонт же этого соединения очень сложен и, как правило, заключается в замене днища. Рекомендуется мыть лодку внутри лишь в исключительных случаях и после этого тщательно ее просушивать, вывернув днище наружу. Делать это нужно только раз в год — перед укладкой лодки на зимнее хранение. После каждой рыбалки протирают лодку сухой или слегка влажной тканью. Дома дополнительно просушивают лодку в течение суток, с днищем, вывернутым наружу, и открытыми клапанами — для удаления конденсата, образующегося в баллонах. Во время рыбалки рекомендуется стелить на днище полиэтиленовую пленку, которую легко вымыть. Часто рыболовы сушат полностью надутую лодку на солнце. Это приводит к повышению давления воздуха в баллонах, растяжению ткани и образованию микропор, через которые в дальнейшем будет «травить» воздух. Поэтому лодку нужно сушить с приспущенными баллонами. При длительной эксплуатации лодки на ее поверхности образуются значительные потертости с повреждением защитного резинового слоя, что приводит к нарушению герметичности баллонов. Восстановить защитный слой можно окраской лодки или только потертых мест. Состав для этого готовят на основе резинового клея, наполовину разбавленного растворителем (этилацетат), добавляя в него наполнитель, придающий цвет и увеличивающий прочность на истирание клеевой пленки. В качестве наполнителя можно употреблять газовую техническую сажу, используемую в резинотехнической промышленности (для окраски в черный цвет), порошок окиси хрома (темно-зеленый цвет), алюминиевую пудру «серебрянку» (светлосерый цвет). Перед окраской лодка должна быть хорошо вымыта с мылом и высушена. Покрывают поверхность плоской кистью при температуре воздуха 20—25 °С. Более высокая температуpa отрицательно влияет на качество слоя. Сохнет окрашенная лодка около часа. При правильной окраске получается глянцевая, непачкающая поверхность. После двух окрасок эластичность ткани не нарушается, но масса лодки несколько увеличивается. Восстановить защитный слой, освежить борта или покрасить лодку можно и иным способом. Растворяют сырую резину в чистом бензине (можно использовать бензин для зажигалок) до густоты жидкой сметаны без твердых сгустков. Художественной кистью равномерно промазывают всю поверхность бортов лодки тонким слоем, дают подсохнуть и наносят второй слой. После этого сушат лодку вдали от нагревательных приборов, оберегая ее от прямого попадания солнечных лучей. Когда лодка высохла, покрывают всю поверхность слоем талька и слегка растирают ватным тампоном. Резина становится мягкой и эластичной. Теперь лодку можно, неплотно свернув, уложить в мешок. МОТОР ДЛЯ НАДУВНОЙ ЛОДКИ Мотор для надувной лодки должен быть экономичным, легким, компактным (свободно помещаться в багажнике отечественного автомобиля), простым в эксплуатации и обслуживании. В зависимости от модели лодки нужно подобрать мощность двигателя. На рынке представлены множество моделей ведущих фирм — разработчиков и производителей подвесных лодочных моторов: MERCURY MARINE, SELVA, SUZUKI, ТОНАТЭУ и др. С 1990 года популярными среди рыболовов стали моторы, работающие на двухтактном принципе. Повысилась экологическая «чистота» двигателя, меньше стало проблем с запуском, и обслуживание может производиться чуть ли не в домашних условиях. Даже знаменитая природоохранительная организация «Гринпис», ведущая борьбу также и против загрязнения водоемов на своих лодках и катерах использует двухтактные подвесные моторы. Ужесточение экологических требований, жесткая конкуренция двух- и четырехтактных двигателей привели к созданию принципиально новых систем управления сгоранием топлива — Ficht и Optimax. В моторах с системами Ficht и Optimax потребление топлива радикально уменьшено по сравнению с моторами, имеющими традиционную конструкцию. Однако пока эти системы устанавливаются только на большие и мощные двигатели. Электрические моторы хотя и уступают бензиновым моторам по мощности, но зато отличаются большей экономичностью (некоторые модели надежно работают от 12 вольт), при работе производят гораздо меньше шума и не загрязняют окружающую среду. Например, электрический мотор «СИГМА» имеет пять передних и две задние скорости. Для более эффективной работы предусмотрен специальный кронштейн, который позволяет изменять угол наклона мотора и глубину погружения двухлопастного винта. Установка мотора на деревянной или надувной лодке занимает всего несколько минут. Мотор очень экономичный и не загрязняет окружающую среду. Для владельцев надувных лодок с твердым днищем следует приобрести гидрокрыло для подвесного мотора. Благодаря установке гидрокрыла можно резко повысить параметры эффективной работы надувной лодки на любых режимах ее работы. Подводное крыло служит для выталкивания судна из воды, что снижает сопротивление движению. Например, даже на малых скоростях движения подводное крыло создает подъемную силу, которая не дает лодке «зарываться» в воду. С подводным крылом лодка легче выходит на глиссирование, обеспечивая постоянный контакт транца судна с поверхностью воды. Значительно снижаются потери мощности и расход топлива, которые ранее напрасно тратились на преодоление сопротивления воды. Кроме того, важным достоинством подводного крыла является существенное улучшение управляемости лодки в целом. Подводные крылья можно устанавливать на моторы любой мощности вплоть до 500 л. с, ЯКОРЬ Вес якоря в зависимости от модели колеблется от 1 до 10 кг. Обычно якорь подбирают в зависимости от размера лодки. Простейший якорь делают, связывая три суковатые палки, между которыми закладывают камень. При ловле с легких лодок можно использовать якорь, который состоит из сложенных вдвое двухметровых отрезков отожженной стальной проволоки диаметром 4—5 мм. Концы ее вставляют в отрезок металлической трубки с внутренним диаметром 15—20 мм. На рыбалке концы проволоки загибают, а по окончании разгибают. Вес такого якоря приблизительно 1 кг. Некоторые рыболовы отливают якорь из цементного раствора. В качестве формы используется рыболовное ведерко. Более надежен и легок четырехлапчатый сварной якорь из круглой стали. Для транспортировки удобен разборный якорь. Он состоит из пары двойных крюков и кольца, которое соединяет их. В магазинах рыболовных товаров имеется богатый выбор складных якорей весом от 0,7 до 10 кг. Чтобы при подъеме тяжелого якоря или груза веревка не резала рук, она должна быть мягкой и не тоньше 10 мм. Хороши широкие ремни из хлопчатобумажной ткани. Якорь можно заменить мешочком, который на рыбалке заполняют галькой или песком. Ловля поплавочной удочкой с лодки предполагает постоянное передвижение на значительные расстояния. Для ориентации на месте рыболов может пользоваться спутниковым навигатором. Спутниковые навигаторы применяются для безошибочной ориентации на местности. Работать с навигатором весьма просто. Если прибор используется впервые, то необходимо ознакомиться с инструкцией и установить пальчиковые батарейки в отсек. Затем включить прибор для определения текущих координат, и через несколько минут спутниковый навигатор готов к работе. Теперь прибор выполнит все необходимые функции в радиусе 500-800 км. В дальнейшем одним нажатием кнопки прибора рыболов может запомнить место, где установлены сети, или, заблудившись, найти дорогу назад. Все модели спутниковых навигаторов можно условно разделить на четыре ценовые группы. В первую ценовую группу входит прибор MAGELLAN PIONEER. Этот навигатор имеет минимально необходимые для безошибочного ориентирования функции. Прибор показывает текущие координаты, направление на север, азимут движения, кратчайшее расстояние и направления до любой из 100 запоминаемых точек, а также время, необходимое для достижения указанной цели. Наличие подсветки экрана позволяет работать с прибором в темное время суток, а двух обычных «пальчиковых» батареек достаточно на сутки непрерывной работы. Вместе с тем MAGELLAN PIONEER уступает более дорогим моделям по некоторым техническим характеристикам. Например, этот прибор не имеет навигационных экранов «коридор» и «карта», хуже держит связь со спутниками и медленнее определяет координаты. Ко второй ценовой категории относятся приборы MAGELLAN 2000XL и GARMIN 12 (рис. 151). Эти приборы получают сигналы от трех-четырех спутников и сразу же выдают текущие координаты, а по мере получения сигнала производят уточнение координат. Обе модели являются аналогами, однако по оценке специалистов, GARMIN 12 (запоминает до 500 точек) немного надежнее, чем MAGELLAN 2000XL (запоминает до 250 точек). Навигаторы снабжены подсветкой экрана и индикатором разряда батареек. Встроенный литиевый аккумулятор у GARMIN 12 позволяет хранить в памяти приборов информацию на период до трех месяцев даже при отсутствии батареек или при их полном разряде (MAGELLAN 2000XL - 20 минут). Навигация существенно облегчается наличием двух дополнительных навигационных страниц: «коридор» и «карта». Рис. 151. Спутниковый навигатор GARM1N 12: / — показывает список ранее введенных в память мест и включает режим движения к выбранной точке; 2 — включает и выключает прибор и подсветку экрана; 3 — возвращает на экран предыдущее изображение; 4 — одна из шести экранных страниц; 5 — выбор типа экранной страницы; б — переключение меню страниц; 7—отмечает положение и запоминает нужную точку; 8 — подтверждает правильность введения данных и запускает команды меню Приборы третьей ценовой группы полностью повторяют возможности навигаторов второй группы, но конструктивное исполнение этих приборов позволяет подключать внешнюю антенну к автономным навигаторам, что весьма удобно при эксплуатации прибора в рубке катера, салоне автомобиля или вездехода. Дополнительно навигаторы третьей группы (рис. 152) имеют встроенную базу данных, содержащую координаты всех городов Европы, а некоторые приборы (например, GARMIN III) - контуры рек, озер и крупных автодорог всей территории планеты. Отдельные модели (GARMIN 125) имеют встроенный рыбопоисковый эхолот. Рис. 152. Спутниковый навигатор GARMIN II PLUS/HI К моделям четвертой ценовой группы относятся профессиональные навигаторы, имеющие возможность работы с электронными картами, которые поставляются на сменных картриджах. Это, как правило, стационарные приборы, называемые MapPlotter. Производители навигаторов MAGELLAN и GARMIN гарантируют безотказную работу своих изделий в диапазоне температур от -15 до +70 °С. При более низких температурах происходит затемнение жидкокристаллического экрана прибора по причине его замерзания. Приборы просты в управлении. Опыт показывает, что даже ребенок в течение нескольких часов без чьей-либо помощи может освоить все основные функции навигаторов. Существует несколько общих рекомендаций для ловли поплавочной удочкой с лодки, к которым следует прислушаться прежде всего начинающим рыболовам. - Рыболов никогда не должен выезжать на ловлю крупной рыбы с лодки в одиночку: ему обязательно потребуется напарник, который поможет завести рыбу в подсачек, поднять и опустить якоря и т. д. - Нельзя забывать о теплой непромокаемой одежде, способной уберечь от погодных катаклизмов: дождя и сильного ветра. Неплохо иметь при себе в лодке спасательный жилет. - Некоторые рыболовы порой представляют себе рыбную ловлю как короткую прогулку на лодке, и подумать о «сухом пайке» им просто не приходит в голову: между тем он просто необходим. - Чтобы надежно «растянуться», рыболову понадобятся два якоря. Вес их зависит от размеров лодки. Лодка также должна быть оснащена двумя «утками» для крепления якорных веревок, расположенными на носу и корме. - Нет смысла брать с собой более шести удилищ на двоих (по три на брата), в противном случае рыболов просто не успеет выбрать остальные снасти при поклевке на одну из удочек. - Сматывать снасти после поклевки нужно обязательно. Иначе, шарахаясь из стороны в сторону при вываживании, крупная рыба непременно перепутает их между собой. - Естественно, рыболов должен взять с собой в лодку все, чем пользовался при ловле рыбы с берега: рыболовный ящик, подсачек и т. д., но если на суше все эти аксессуары могли быть навалены кучей, то в лодке у каждого элемента экипировки должно быть свое место. - Привычные для ловли с берега электронные сигнализаторы поклевки становятся бесполезными при рыбной ловле с лодки. Дело в том, что даже при очень небольшом волнении, которое нередко случается на просторах озер и водохранилищ, подобного рода индикаторы будут верещать без умолку. Так что лучше воспользоваться обычным колокольчиком на прищепке, колебательной вершинкой или (при ловле ночью) световым сигнализатором. - Ловля с лодки, в отличие от береговой ловли, это прежде всего постоянный поиск. Нужно стараться следовать за перемещающейся стаей, не приближаясь, впрочем, к ней вплотную и не раскрывая своего присутствия. - Прежде чем бросать якорь, рыболову нужно попробовать хотя бы примерно представить местонахождение и направление движения рыбы. Забрасывать наобум — значит заранее обречь себя на неудачу. - Нет необходимости интенсивно прикармливать место предстоящей ловли: не рыбы должны подойти на прикормку, а рыболов движется к ним навстречу. - Заякорившись на выбранном месте, не нужно стараться положить оснастки всех удочек в одну точку. Лучше забрасывать веерообразно, во всех на правлениях, где были замечены всплески рыбы. Не приближайтесь к облавливаемому месту слишком близко, ведь несмотря на любые предосторожности, крупная рыба может обнаружить присутствие рыболова, особенно на неглубоком водоеме. - Как только возникает чувство, что поклевки прекратились, нужно, не раздумывая, менять место. - В узкой неустойчивой лодке лучше не вставать во весь рост, а забрасывать из положения сидя. Хладнокровие и хорошая техника — залог того, что рыболов не окажется в воде. Следует обязательно предупреждать перед забросом своего напарника, сидящего рядом в лодке. - Желательно, чтобы лодка была оборудована специальными держателями для удилищ, в противном случае манипулирование со снастями даже на средней волне станет настоящей проблемой. ПРЕДОСТОРОЖНОСТИ ПРИ ЛОВЛЕ С ЛОДКИ Вода прекрасно передает любые колебания, поэтому звук хорошо разносится по воде. Любой самый легкий удар о борт или другую часть лодки рыба хорошо слышит, даже если находится на значительном расстоянии (в радиусе нескольких сотен метров). Поэтому, подплывая к выбранному месту, нужно соблюдать предельную осторожность и действовать как можно тише. Весла укладываются на дно лодки без шума, осторожно и медленно опускаются якорные грузы и так же тихо готовятся удочки, садки и ведра с прикормкой. Удочки собираются перед отправкой к месту ловли или задолго до прибытия к нему и укладываются на дно лодки. Лодку желательно выстлать каким-либо мягким пористым материалом, чтобы лежащие на нем снасти и другие аксессуары рыбалки не создавали лишнего шума. Можно порекомендовать использование удобного стульчика. Рыбалка требует времени, и за те несколько часов, проведенных в лодке, вам придется не раз менять положение. Если же в лодке слишком мало места, то можно застелить сиденье куском толстого поролона или отрезком старого ковра. Это несколько увеличит высоту сиденья над поверхностью воды, что позволит удобнее следить за поплавком. При ловле с лодки нужно обязательно следить за леской и поплавком, потому что, если леска между лодкой и поплавком слишком натянута, приманка будет двигаться по дну неестественно. При сильном ветре или волнении воды в большинстве случаев при ловле с лодки лучше всего подходит комплект снасти с поплавком антенного типа. При этом удилище следует держать в руке, что позволит противодействовать его колебаниям, вызванным покачиванием лодки. Можно также погрузить в воду вершинку удилища и леску, чтобы противодействовать волнам на поверхности воды. Большое значение имеют два якорных груза на тросах соответствующей длины. От их веса и конструкции зависит положение лодки на воде, особенно при ловле в ветреную погоду или при ловле на водоемах с сильным течение. Слишком легкие грузы или плохая конструкция якоря не удержат лодку в заданном положении, а внезапное удаление лодки с прикормленного места отрицательно скажется на результатах рыбалки. Обычно на озерах или на водоемах с медленным течением лодку устанавливают боком к ветру. Якорные грузы опускают с носа и кормы на расстоянии заброса от места прикормки (пенопластового буйка). Чем дальше от места прикормки находится лодка, тем меньше вероятность, что рыба испугается. Если же рыба доверчиво берет приманку, можно изменить позицию лодки, дрейфуя по ветру (плеск весел может насторожить рыбу). Поэтому сначала лучше ловить издалека, постепенно приближаясь, чем бросить якорные грузы слишком близко к месту ловли и тем самым сразу распугать всю рыбу. На реках и водоемах с сильным течением лодку нужно ставить на якорь носом против течения. Первым якорный груз опускается с носа лодки. Он опускается на тросе на несколько большее расстояние, чем того требует глубина. Под действием течения лодка устанавливается в нужном положении. Тогда опускается на достаточно натянутом тросе якорный груз с кормы. При ловле с лодки на бортовые удочки обязательно понадобятся хорошие веревки. Лучше всего запастись капроновыми шнурами диаметром 6—10 мм и длиной по 25 м. Если есть веревки-фалы, якорь можно привязать к ним, а их уже удлинить имеющимся капроновым шнуром. Толстой веревкой удобнее вытаскивать якорь-груз, иногда глубоко уходящий в илистое дно. Груз весом 12—15 кг оптимален: он хорошо держит лодку на волне, да и вытаскивать его не слишком тяжело. Должное внимание следует уделить прикормке. Если объектом ловли являются рыбы, которые лучше ловятся с раннего утра, нужно вечером накануне ловли выплыть на выбранное место и сделать прикормку, не забыв при этом обозначить ориентиры. Многие рыболовы запоминают прикормленное место по характерным знакам на берегу. Однако этот метод все равно не исключает ошибок относительно точного нахождения места при ловле на большом водоеме. Чтобы обезопасить себя от ошибки, лучше всего сделать буек из пенопласта, кусочка тонкого жгута и небольшого грузила. После заброса прикормки грузило нужно выбросить за борт. ВЫБОР МЕСТА ЛОВЛИ Выбор места ловли определяет успех или неудачу предстоящей рыбной ловли с лодки. Обычно неплохими местами для Ловли считаются небольшие реки с тихим, спокойным течением и с крутыми берегами, в которые во время паводка с силой ударяется вода, образуя подмоины и гряды (у таких берегов всегда глубоко). Хороши реки, протекающие в малонаселенных местностях, где обычно рыба в изобилии. Неплохой лов в устьях рек и речушек, особенно если река не образует при впадении далеко тянущейся мели и имеет достаточную глубину. Еще лучше, если фарватер принимающей реки глубже, чем фарватер впадающей. Самое выгодное место для ловли — при впадении реки и ниже его. Хороши места для ловли в старицах (старое русло реки), соединяющихся с рекой, и в больших, глубоких заливах рек. Удачно можно половить в глубокой яме с тихим течением, если яма вдается в берег около быстрого, суженного места реки, еще лучше, если дно ямы завалено корягами. Хорошо ловится рыба перед сливом в суженное и быстрое место реки, если здесь будет значительно глубже, чем на быстрине. Прекрасны для ловли места на реке, где мель с быстрым течением резко обрывается перед глубокой ямой с замедленным течением. В таком месте при забросе вверх по течению с расчетом, чтобы наживка проходила по грани обрыва, часто удается выловить значительное количество разнообразной рыбы. Ловля здесь происходит как. бы с «естественной прикормкой»: на мели снуют обычно в большом количестве мальки, и многие из них, не справившись с течением, сносятся в яму, в глубине которой стоит, поджидая их, хищник. Схватив добычу, хищник опускается в яму до появления новой ослабевшей «жертвы» или до предложенной ему наживки. Очень хороши места ловли около выступающего берегового мыса на так называемой «отбойной» струе. Здесь течение реки, сужаясь и ударяясь в выступ мыса, приносит сюда большое количество корма. Сзади мыса образуется небольшое обратное течение, и корм здесь задерживается. В таких местах обычно собирается масса мелкой рыбы, за которой, в свою очередь, охотятся хищники: щука, судак, окунь, жерех, язь, голавль. Забросы на «отбойной» струе следует делать по диагонали вниз по течению, а также поперек обратного течения. При каждом забросе нужно пересекать границу нормального и обратного течений. ПРИКОРМКА Для полноты картины поплавочной ловли с лодки нельзя не сказать несколько слов о прикормке. Почти во всех случаях ловли с лодки прикормка просто необходима. Следует только иметь в виду, что многие рыбы потребляет корм очень быстро, скоро насыщаются и клюют в последующем крайне осторожно. Наряду с большим спектром ароматизаторов прикормки (эфирные масла и фруктовые эссенции) рыбу хорошо привлекают к месту ловли различные экологически безвредные пищевые красители, дающие контрастные (зеленый, красный, желтый) шлейфы на течении или пятно в стоячей воде. Например, самым доступным красителем является сок красной свеклы. Очень хорошо реагируют некоторые рыбы (например, плотва) на прикормку, в которую в процессе замешивания ее с водой добавляется определенное количество концентрированной томатной пасты. Создание в домашних условиях современной прикормки — процесс непростой и хлопотливый, отнимающий немало времени. А сегодняшние рыболовные технологии таковы, что и в прикормке требуют индивидуального подхода к каждому видовому объекту ловли. По этому пути идут многие зарубежные фирмы, выпускающие целый ряд готовых сухих смесей для привлечения различных видов карповых рыб. Например, неплохие составы для уженья выпускают всемирно известные производители рыболовных аксессуаров STNSAS и D.A.M. На практике показала свою весьма высокую эффективность в условиях российских водоемов отечественная прикормка «Тим Фай-тёр», которая способна минимальной порцией длительное время удерживать рыбу в зоне ловли, в то же время поддерживая ее высокую активность. В настоящее время специально разработан окрашенный вариант этой прикормки для уклейки и плотвы. ПРИНЦИП ПОСТРОЕНИЯ ОСНАСТКИ ДЛЯ ЛОВЛИ С ЛОДКИ Принцип построения оснастки для ловли поплавочной удочкой с лодки зависит от условий ловли, техники владения снастями, а также способов активизации клева. Некоторые рыбы особенно чутко реагируют на избыточный вес, то есть на излишнюю инерционность оснастки. Чем рыба мельче, тем сложнее на грубой снасти заметить поклевку. Конечно, это в большей мере относится к сытой летней и особенно к изощренной, нагулявшейся осенней рыбе. Весной, после нерестовых потерь, рыба весьма активна, поэтому иногда приходится сознательно идти на увеличение суммарного веса оснастки до 6 г и более, чтобы повысить скорость ловли. Нужно это также и для того, чтобы легче было противостоять негативным внешним факторам (сильный ветер или неустойчивое вихревое течение), мешающим поддерживать жесткий контакт с легкой снастью. Но в большинстве случаев основными подходами к ужению рыбы с лодки являются применение предельно легких (по условиям ловли) оснасток и придание поплавку в процессе огружения так называемой «нулевой» плавучести, когда тело поплавка под весом грузила осаживается в воду под основание антенны, изготовленной из материала, удельный вес которого близок к удельному весу воды. Понятно, что легкую оснастку нет смысла монтировать на толстой леске, иначе ею будет сложно управлять в процессе ловли. Из всего многообразия рыболовных ситуаций, которые возникают в процессе ловли и под которые конструируется оснастка поплавочной удочки, можно выделить две основные: ловля с лодки на водоемах с сильным течением и ловля с лодки на водоемах со слабым течением. КОМПЛЕКТ СНАСТИ ДЛЯ ЛОВЛИ НА ВОДОЕМАХ С БЫСТРЫМ ТЕЧЕНИЕМ При ловле на водоемах с быстрым течением приманка может быть неподвижной или находиться точно надо дном, где кормится рыба. Для обоих случаев подходят крупные поплавки грузоподъемностью 5—10 г. Такие поплавки позволяют опустить приманку прямо на дно: легко подтягивая поплавок, можно создать впечатление, что приманка плывет. Веретенообразные поплавки такого размера и грузоподъемности могут показаться чересчур крупными, однако использование поплавков меньшего размера не обеспечит в достаточной степени естественную подачу приманки. При ловле методом проводки приманки леска крепится к поплавку в двух местах — к вершинке и килю. Основной грузик (оливка или несколько дробинок) зафиксирован в 50 см над крючком. На половине расстояния между крючком и основным грузиком закреплена дробинка (рис. 153). Рис. 153. Комплект снасти для ловли на водоемах с быстрым течением: 1 — поплавок грузоподъемностью 5—10 г; 2 — оливка на расстоянии 50 см над крючком; 3 — дробинка Если же течение слишком сильное или если рыба полностью игнорирует движущуюся приманку, нужно изменить снасть, как показано на рис. 154. Рис. 154. Комплект снасти для ловли на водоемах с очень быстрым течением Тяжелое грузило крепится к основной леске. На расстоянии 10—15 см от грузила привязывается 20-сантиметровый поводок с подпаском 5—7 см от крючка. КОМПЛЕКТ СНАСТИ ДЛЯ ЛОВЛИ В ВОДОЕМАХ СО СЛАБЫМ ТЕЧЕНИЕМ При ловле на водоемах с медленным течением можно использовать комплекты снастей с поплавками грузоподъемностью 1,0—1,5 г. В данном случае следует отдавать предпочтение поплавкам с хорошей остойчивостью и динамической устойчивостью при безусловно высокой чувствительности к поклевкам. Сообразно условиям ловли выбирается и схема огружения, которая в данном случае представляет собой комбинацию из концентрированной и распределенной огрузок. На рис. 155 в качестве конкретного примера приведена схема оснастки, предназначенной для рыбной ловли на водоемах со средним и умеренным течением при глубине до 4 м. Рис.155. Схема оснастки для доили на водоемах со средним и умеренным течением при глубине до 4 м Все ее элементы монтируются на леске диаметром 0,08—0,1 мм с поводком из лески диаметром 0,07—0,09 мм, но более мягкой, чем основная леска. Большая часть веса всей огрузки (до 80 %) сосредоточивается на грузиле-оливке. Наиболее подходящими для этой снасти являются поплавки антенного типа. В данном случае наиболее оптимальным является поплавок грузоподъемностью 1,5 г. На водоемах со слабым течением следует употреблять поплавки вдвое меньшей грузоподъемности (примерная грузоподъемность 0,75 г), чем при ловле на водоемах со средним течением. Соответственно вдвое меньшим будет и вес огрузки (рис. 156). Этот же комплект снасти можно использовать для ловли в стоячих водоемах в ветреную погоду и при высокой активности клева рыбы вблизи дна. Рис. 156. Схема оснастки для ловли на водоемах со слабым течением Как видно из рисунка, распределенная часть огрузки размещается на значительной длине основной лески. Это необходимо для медленного и плавного погружения приманки. Очень часто даже сугубо донные рыбы стремительно хватают наживку, которая плывет в толще воды. В зависимости от активности рыбы можно вносить коррективы как в технику ловли, так и в параметры оснастки. Например, при вялом клеве эффективной будет кратковременная полная остановка оснастки над прикормкой. Для этого следует увеличить длину поводка до 40 см и более и применять компактную насадку на мелком крючке (№ 18—20) с длинным цевьем. Целесообразно также несколько перегрузить оснастку (на 2—5 % оптимального веса): это не позволит сигнальной части поплавка слишком вылезать из воды при жесткой придержке, и он будет чутко регистрировать даже осторожную хватку рыбы. В водоемах без течения или при слабом течении, возникающем на больших озерах и водохранилищах под действием ветра, лучше всего зарекомендовали себя оснастки весом 0,2—1,0 г с распределенной огрузкой, занимающей более половины длины необходимого спуска. Используются поплавки грузоподъемностью 0,6 г. Схема подобной оснастки на глубинах до 3 м изображена на рис. 157. Рис. 157. Схема оснастки для ловли на водоемах без течения Основным техническим приемом для вышеперечисленных комплектов снастей для ловли с лодки будут плавные потяжки по прикормленной зоне с короткими, в несколько секунд, паузами между ними. Обычно на стадии остановки и случаются поклевки, которые зачастую выражаются в едва заметном «приседании» антенны на несколько миллиметров. При любом смещении поплавка необходимо сделать мягкую, но короткую подсечку, иначе рыба успеет или снять, или бросить насадку. КОМПЛЕКТ СНАСТИ ДЛЯ ЛОВЛИ В СРЕДНИХ СЛОЯХ ВОДЫ (ПРОВОДКА С ПОГРУЖЕНИЕМ) В летнее время многие донные рыбы занимают все слои воды. Поэтому вполне приемлем способ ловли, называемый проводкой с погружением. Это значит, что оснастка после хлесткого заброса удилищем двигается вбок или в направлении рыболова, в результате чего затягивается время, при котором крючок с наживкой достигает нижнего положения. Хорошо отмечают в этом случае поклевки поплавки с длинным килем, а оснастка слегка перегружена. При этом каждый заброс снасти должен сопровождаться небольшой порцией легкой, медленно тонущей прикормки, и желательно, чтобы скорости погружения оснастки и прикормки были близки. Для ловли при вялом клеве создаются особо легкие комплекты снасти весом 0,2— 0,4 г, монтаж которых для проводки с погружением включает в себя всего лишь один-два грузика, но при этом длина поводка может достигать 1 м и более (рис. 158). Рис. 158. Оснастка и схема проводки с погружением Чтобы получить возможность легко выполнять хлесткие и точные забросы таких оснасток, применяются удилища, имеющие очень мягкий строй. КОМПЛЕКТ СНАСТИ С ЛЕЖАЩИМ НА ВОДЕ ПОПЛАВКОМ ДЛЯ ЛОВЛИ С БЛИЗКОГО РАССТОЯНИЯ НА ВОДОЕМАХ С СИЛЬНЫМ ТЕЧЕНИЕМ Иногда слишком сильное течение не позволяет использовать комплекты снасти с поплавком. В этом случае применяется комбинация донной и поплавочной ловли. Ловля при помощи этого комплекта снасти позволяет довольно точно подавать на дно неподвижную приманку, особенно на водоемах с сильным течением. В тех случаях, когда рыба кормится на глубине или вдоль зарослей, полудонка безошибочно указывает на поклевку. Рис. 159. Комплект снасти с лежащим на иоде поплавком для ловли с близкого расстояния на водоемах с сильным течением Длинный поплавок (например, поплавок из гусиного пера длиной 20 см) крепится к леске с обоих концов. Расстояние между поплавком и грузилом должно в два раза превышать глубину облавливаемого места. Течение выгибает леску между поплавком и грузилом в дугу, поэтому поплавок в конце концов ложится на воду. Грузило должно быть расположено на расстоянии 15—20 см от крючка (рис. 159). Вес грузила определяется силой течения. Обычно двух дробинок достаточно для того, чтобы приманка оставалась в неподвижности. Если же течение слишком быстрое, двух дробинок будет недостаточно для удержания приманки на дне. В этом случае рядом с дробинками крепится боковой поводок с дополнительными дробинками или более тяжелым грузилом (рис. 160). Рис. 160. Комплект снасти с лежащим на воде поплавком для ловли с близкого расстояния на водоемах с очень сильным течением. При ловле подобным комплектом снасти хорошо заметна поклевка: поплавок сначала легко подрагивает или перемещается, а затем уходит под воду. КОМПЛЕКТ СНАСТИ С ГЛУХИМ МОНТАЖОМ В принципе, лучший комплект снасти тот, в который вы верите и на который поймано большинство рыбы. Можно, конечно, использовать и обычные скользящие монтажи, но при ловле с лодки, особенно в ветреную погоду, скользящие монтажи неэффективны. Лодка раскачивается на волне, и порой определить момент поклевки бывает практически невозможно. Взяв в рот крючок с насадкой, рыба начинает движение, но, почувствовав плавно нарастающую тяжесть, как правило, успевает выплюнуть подозрительную насадку. Другое дело глухой монтаж. Тяжесть 100-граммового грузила заставляет крючок мгновенно врезаться в губу рыбы. Таким образом, грузило играет главную роль при подсечке. Важен не только его вес (не менее 100 г), но и форма. Больше всего подходят грузила шарообразной и овальной формы: они лучше всех остальных работают при поклевке. Если дно илистое или вязкое глинистое, можно поставить более легкое грузило. Засев в донном грунте, такое грузило обеспечит надежную самоподсечку. Поэтому некоторые рыболовы предпочитают глухие комплекты снасти, которые сами засекают рыбу благодаря весу грузила (рис. 161). Рис. 161. Глухой монтаж, обеспечивающий самозассчсние рыбы: 1 — узел; 2 — плетеная леска длиной 4 м; 3 — вертлюжок; 4 — бусинка; 5 — трубочка; 6 — стопор; 7— грузило 100—200 г; 8 — крючок; 9 — волос; 10 — наживка Чем более осторожна рыба в водоеме, тем короче должен быть поводок, чтобы уменьшить число сходов и холостых подсечек. В большинстве случаев оптимальным считается поводок длиной 10—12 см. Универсальные грузила для глухих монтажей — 100-граммовые оливки. Обеспечивая надежную самоподсечку, они к тому же позволяют без труда добиваться необходимой дальности заброса. Чтобы забрасывать из лодки, особенно если она не очень устойчива, необходимо владеть элементарной техникой. Отведите удилище назад и, дождавшись, пока грузило перестанет раскачиваться на леске, пошлите оснастку вперед через голову. Правую руку (если вы правша) необходимо при этом держать неподвижно, нажимая левой на комель удилища. Если ловите с лодки, нет никакою смысла держать леску сильно натянутой. Во-первых, качка передается на крючок с насадкой, непрерывно его шевеля. Такое неестественное поведение насадки может насторожить крупную рыбу. Во вторых, в натяжении лески просто нет необходимости: при использовании самозасекающих глухих монтажей мгновенной подсечки и не потребуется. Но учтите, что тяжелое грузило сработает только в случае, когда крючок полностью открыт для подсечки, то есть при так называемом волосяном креплении насадок к крючку (рис. 162). Рис. 162. Волосяное крепление насадок к крючку Во многих странах в последнее время стали применять систему крепления, которая позволяет крупной рыбе избавиться от тяжелого грузила в случае обрыва лески при вываживании (что, кстати, не редкость при ловле с лодки). Специальная защелка, посредством которой грузило крепится к леске, позволяет сохранить жизнь порвавшей леску рыбе. Такие приспособления можно купить в рыболовных магазинах или сделать самому (рис. 163). Рис. 163. Система крепления грузила: / — вертлюжок; 2 — бусинка; 3 — застежка; 4 — пластиковая трубочка; 5 — грузило Принцип работы системы прост. Застежка, в которую заводится ушко грузила, жестко прикреплена к противозакручивателю лишь с одной стороны, а с другой зафиксирована отрезком пластиковой или резиновой трубочки. Если основная леска оборвалась и рыба тащит за собой грузило на поводке, трубочка постепенно сползет и освободит грузило. После этого рыбе легче избавиться от торчащего в губе крючка. Любой уважающий себя рыболов считает своим долгом пользоваться подобными приспособлениями. КОМПЛЕКТ СНАСТИ ДЛЯ БОРТОВЫХ УДОЧЕК Ловля бортовыми удочками с лодки привлекательна прежде всего тем, что поклевки, даже самые осторожные, можно наблюдать в самой непосредственной близости от себя. Кроме того, не приходится орудовать длинными удочками, что особенно сложно на ветру. Да и вообще, такая ловля чем-то напоминает зимнюю, особенно в жаркий летний день, когда наступает ностальгия по зимней рыбалке. Снасти для бортовой ловли нетрудно изготовить самому, они очень компактны и легко умещаются в рюкзаке. С ними просто добраться до любого водоема даже на общественном транспорте. В дороге не надо бояться за сохранность снастей: они никому не помешают из-за своих малых габаритов. Применяются бортовые удочки при ловле в водохранилищах и водоемах, где течение незначительное или вообще отсутствует. Глубина в выбранном месте должна быть не менее 4 м. В более мелком водоеме осторожная рыба боится подходить близко к лодке. Лодка должна быть легкой на ходу, маневренной, иметь невысокие борта. Главные принципы, которыми руководствуются при конструировании удилищ, это надежность в работе, возможность быстро устанавливать их в лодке, устойчивость на ветру, непотопляемость в .случае, если они упадут в воду (рис. 164). Рис. 164. Устройство бортовой удочки: А —положение сторожка без нагрузки; Б — положение сторожка при натянутой леске. Основу удочки — ручку делают из куска плотного пенопласта длиной около 220 мм и диаметром 30—35 мм. В передней ее части закрепляют проводочную катушку диаметром 50 мм. С помощью эпоксидной смолы вклеивают в ручку металлическую трубку, в которую устанавливают винипластовый хлыстик длиной 250—300 мм. «Нижнее» расположение катушки смещает центр тяжести удочки, делая ее устойчивой при установке в лодке. При этом ни боковой ветер, ни раскачивание лодки не изменят ориентацию удочки, и сторожок всегда будет готов сигнализировать о поклевке. В переднюю часть ручки вклеивают небольшое проводочное кольцо из проволоки, через которое пропускают леску, идущую от катушки к сторожку. Установка колечка позволяет улучшить строй хлыстика удочки при подсечке рыбы (рис. 165). Рис. 165. Установка дополнительного прополочного кольца Сторожок — один из основных элементов предлагаемой снасти, поэтому ему следует уделить особое внимание. Сторожок должен не только сообщать 6 поклевке, но и обеспечивать постоянный контакт с приманкой, особенно в тех случаях, когда лодка раскачивается на волнах. Сторожок позволяет рыбе высоко поднимать приманку со дна и при этом на почувствовать излишнюю тяжесть. Таким образом, рыба не успевает бросить приманку раньше, чем произойдет подсечка. Сторожок может быть изготовлен из любого гибкого металла (например, из плоского полотна металлической рулетки толщиной около 0,4 мм). Из металлической ленты нарезают конусные полоски длиной около 250 мм и шириной 3—4 мм в самой широкой части, а в узкой около 2 мм. Полоску немного изгибают, придавая ей первоначально «отрицательный» изгиб, то есть без нагрузки он должен быть загнут вверх под углом около 30°, а под нагрузкой сгибаться до 60°. При изменении изгиба сторожка выбираемый запас лески составляет не менее 200 мм (рис. 164, положение А—Б). На конец сторожка приклеивают пенопластовый шарик диаметром 10 мм (рис. 166). В нем для пропуска лески делают отверстие. На сам сторожок в двух местах при помощи ниток и клея устанавливают «пропускные кольца» (рис. 167), которые легко изготовить из кембриков длиной не более 3 мм. Рис. 166. Крепление шарика: 1 — сторожок; 2 — шарик; 3 — леска Рис. 167. Крепление пропускных колец Чтобы сторожок долго служил и не подвергался коррозии, его следует покрыть цветным водостойким лаком (например, лаком для ногтей). Шарик также следует покрасить яркой (можно люминесцентной) краской, чтобы он был виден его при любом освещении и особенно при ловле в темное время суток на несколько удочек. Сторожок крепят на хлыстик при помощи резиновой изоляции от высоковольтных проводов, на которую надевают небольшой отрезок хлорвиниловой трубочки. В верхнюю часть под трубочку вставляют сторожок, в нижней части изоляции безопасной бритвой вырезают небольшую канавку, в нее вкладываю кембрик такого диаметра, через который должна без труда проходить основная леска (рис. 168). Это позволит легко менять длину спуска при усиливающемся волнении и возникающем при этом небольшом течении. Рис. 168. Крепление сторожка к хлыстику: 1 — сторожок; 2 — хлыстик; 3 — леска Для ловли обычно используют толстую леску диаметром 0,18—0,22 мм. Такая леска не путается на ветру в момент вываживания, когда ее приходится равномерно укладывать на дно лодки. Если рыба подошла к прикормленному месту, такая толщина лески ее не настораживает. В то же время столь мощная леска позволяет быстро и без проблем вываживать самую крупную рыбу. При ловле на растительные насадки привязанный к поводку длиной 60—90 см крючок должен быть с коротким цевьем. При слабом клеве можно использовать комплект снасти «коромысло». ПРОМЕР ГЛУБИНЫ И ПРИКОРМКА ПРИ ЛОВЛЕ БОРТОВЫМИ УДОЧКАМИ С ЛОДКИ При ловле бортовыми удочками для промера глубины и определения характеристик дна используют глубомер. Вес груза для глубомера должен быть около 200 г, что позволяет хорошо «прощупывать» дно при дрейфе лодки. Глубину определяют по меткам на леске, соединяющей глубомер с мотовильцем для кормушки. Для ловли на бортовые удочки обязательно нужна кормушка. Прикармливая рыбу с поверхности, рыболов тратит слишком много дорогостоящего продукта, который разносится течением на большие площади, медленно опускается на дно и привлекает массу мелкой рыбы. Прикормленное таким образом место, как правило, привязывает удильщика на долгое время. Доставляя прикормку в точку ловли с помощью кормушки, рыболов получает возможность долго удерживать рыбу непосредственно под своей лодкой, используя более примитивную прикормку. При необходимости кормушку можно перенести в другое место, и, кроме того, потребуется значительно меньшее количество продукта, чем при прикармливании любым иным способом. Именно подкормка делает рыбалку особенно успешной. Поэтому многие рыбаки пользуются различными кормушками. Кормушки могут быть различными по конструкции. Размеры кормушек колеблются от 10 до 20 см. Их отличительной чертой является то, что они могут быть заброшены на значительное расстояние. Для опарыша, мотыля, червей и другой животной прикормки выпускают металлические конусной формы кормушки. Кормушку опускают на дно на тонком шнуре или леске. Донышко у нее откидное, удерживается крючком из проволоки. При встряхивании крючок выскальзывает, донышко откидывается и содержимое высыпается. То же самое происходит, когда кормушку опускают на дно и крючок выскальзывает из-за ослабления натяжения шнура. Чтобы запереть донышко, надо шнур несколько раз обернуть за основание колечка в вершине кормушки и захлестнуть за него петелькой из шнура. В этом случае донышко не откидывается - корм вымывает течение. Растительную прикормку высыпают на дно с помощью узкого длинного мешочка из марли или тонкого чулка. Такая кормушка проста и занимает мало места. На дно мешочка кладут камень, его завязывают шнуром. Мешочек заполняют прикормкой примерно на 1/3. Опустив на дно, его приподнимают, встряхиваюти содержимое высыпается. Можно изготовить кормушку из сетки с ячейками 1—2 мм в зависимости от величины частиц прикормки. Мешочек окрашивают в темно-серый или коричневый цвет и опускают на тонкой леске, чтобы не отпугивать рыбу. Применяют также колобки из запеченного теста, внутрь которого закладывают металлическое кольцо. Рыба обсасывает колобок, но не может быстро насытиться. В фирменных магазинах продаются пластиковые кормушки с изменяющимся весом, кормушки из проволочной сетки с грузом, специальные кормушки для дальнего заброса (рис. 169-170). Рис. 169. Пластиковые кормушки Рис. 170. Кормушки: 1 — из проволочной сетки; 2 — из пластика Модели из проволочной сетки почти вдвое превосходят по цене пластиковые, однако они отличаются высокой прочностью и имеют встроенный грузик, который способствует быстрому опусканию кормушки на дно. Донная снасть, где роль грузила играет спиральная кормушка (рис. 171), дает положительный результат даже при плохом клеве, удерживает рыбу в зоне действия кормушки. Рис. 171. Спиральные кормушки Расстояние от кормушки до крючка не должно превышать 7-10 см, а если используется два крючка, то второй нужно крепить выше первого на 5—7 см. Наибольший эффект кормушка имеет в прудах и водоемах с очень слабым течением и твердым грунтом дна. Кормушка для ловли бортовыми удочками достаточно проста по конструкции. Она представляет собой сетку объемом не более 2 л, с ячеей 10x10 мм (такие обычно используют для расфасовки овощей), цвет роли не играет (рис. 172). Один конец сетки завязывают узлом, другой с помощью петли из лески можно открывать, чтобы уложить в кормушку прикормку. Предварительно необходимо поместить в сетку груз (например, подходящий камень, взятый на берегу водоема). Верхний конец сетки затягивается перед установкой на дно. Кормушку соединяют с мотовильцем-буйком леской диаметром 0,4 мм. Мотовильце-буек изготовляют из плотного пенопласта и снабжают замком (рис. 173), позволяющим фиксировать леску на определенном спуске. Оно служит одновременно и буйком, показывающим место установки лодки. При вываживании крупной рыбы может понадобиться подсачек. Обычно стараются пользоваться подсачеком в исключительных случаях, так как много времени приходится тратить на распутывание поводка оснастки из сетки подсачека, а клев часто бывает не очень продолжительным. Рис. 172. Установка кормушки: А —полная кормушка; Б — кормушка после посещения ее рыбами; В — длина увеличения спуска Рис. 173. Устройство замка мотовильца-буйка: А — замок закрыт (леска застопорена); Б — замок открыт (леска свободна) ТАКТИКА ЛОВЛИ БОРТОВЫМИ УДОЧКАМИ После того как место ловли найдено, следует определить ориентиры на берегу. Затем, глядя на ориентиры, расположенные на берегу, подплывают к выбранному месту и при помощи глубомера начинают промерять глубину и исследовать дно водоема. После определения глубины на облюбованном месте, не извлекая глубомер из воды, выбирают излишек лески, наматывая его на мотовильце-буек, и, закрыв замок, точно фиксируют найденную площадку. Это место на некоторое время остается обозначено буйком. Ориентируясь на него, можно точно поставить лодку для рыбалки. Рядом с буйком опускают на дно стационарные кормушки. После этого глубомер вытаскивают и невдалеке ищут еще одно подходящее место. Если кормушки простояли ночь, то с рассветом можно по буйкам определить, подходила к ним рыба или нет. Когда рыба опустошает кормушку, то ее длина увеличивается и поплавок ложится на воду. Очень часто, когда на водоеме штиль, заметно, к какому из мест подошла рыба и как она выедает корм. Поплавок отлично фиксирует это легкими, но заметными подергиваниями. Устанавливать лодку на место нужно так, чтобы кормушка оказалась рядом с бортом. При этом необходимо соблюдать следующие требования: — опущенная снасть находится ближе к кормушке; — тень от лодки падает на дно подальше от места ловли (в таких случаях солнце светит прямо в лицо); — якорь располагается на большом расстоянии от кормушки, а ветер дуть вдоль установленной лодки. — чтобы не потерять груз с веревками, их свободный конец привязывают к лодке. На практике все это выглядит примерно так (рис. 174). Учитывая направление ветра, отплывают от кормушки на расстояние в два корпуса лодки и с ее носа опускают в воду первый груз. Затем при помощи ветра или весел отплывают в противоположную сторону на всю длину веревки (но опять-таки не ближе, чем на два корпуса лодки) и опускают там второй груз. Выбирая излишки веревок, подтягивая и отпуская их, устанавливают лодку над выбранным местом. Вытаскивают весла из уключин и кладут на сиденья лодки вдоль ее бортов. Затем начинают устанавливать удочки. Обычно их нужно не больше четырех, а при хорошем клеве достаточно и одной. Удочки устанавливают на борт лодки так, чтобы ручки опирались на весло, уложенное вдоль борта. Насадив наживку и опустив снасть на дно, выбирают лишнюю леску так, чтобы сторожок держал снасть на дне внатяг. Рис. 174. Заякориванис лодки: / — первый груз; 2 — второй груз; 3 — кормушка; 4 — направление ветра В качестве оснастки используют крючки или крупные мормышки с небольшим поводком и крючком. Выбор комплекта снасти зависит от интенсивности клева и привередливости рыбы. Copyright © Грибы и рыбалка это тихая охота - Грибалка Все права защищены. Опубликовано на: 2009-05-16 (13435 Прочтено) [ Вернуться назад ] |
|